Тамбурный шов

  Автор:

Этот шов еще называли «Мышиная тропка». Такое название наши предки дали обыденному повседневному занятию. Ведь вышивали или как тогда называли строчили  Все женщины от мала до велика в каждой деревне или селе. Редко какой костюм или дом мог обойтись без вышитых предметов.

Мышиная тропка

Если заменить слово «Мышиная тропка» на слово «Тамбур» по становится понятно о какой вышивке пойдет речь. Само слово «Тамбур», что означает слово «барабан», пришло к нам из французского языка только в 19 веке, видимо, вместе с модой вышивать на ткани хорошо натянутой на пяльцах. Но на Руси эта техника была известна в более ранние времена. Сохранились и другие название этой  вышивки – петелькой, цепочкой, косичкой, плетешок, тропкой.

Про Мышиную тропку нам сегодня расскажет преподаватель учебного центра «Русские начала»  Татьяна Вальнова историк традиционного костюма. История  тамбурного шва началась на Каргополье во второй половине 19 века. Мастера вышивки увлеклись очень интересной техникой вышивки и придумали ей название «Мышинная тропка».

сараф

Кумач в Русском костюме

Так как вышивали Каргопольские мастерицы, наверно никто в Росси не вышивал этим удивительным швом. Тогда очень любили вышивать по кумачу. Эта замечательная  ткань и раньше привозилась в нашу страну, но в 19 веке мы научились ее делать сами, и очень активно ее использовали  на вышивки. В Русском костюме кумач стал самой популярной тканью, используемой на Каргополье для вышивки. По кумачу вышивали белой бумагой. Бумагой раньше называли хлопчато–бумажную ниточку. Вышивали белой бумагой, шерстью, цветной бумагой. Вышивали по льняному полотну, которое называли «портно».

Вышивали по Портну, .но вышивали красной бумагой, т.е. ниточкой крашенной в красный цвет. Вышивали и обыкновенной иголочкой, но чаще всего вышивали специальной тамбурной иглой, так называли ее в городах. А деревнях ее называли иглой для мышиной тропки. Получались очень аккуратные маленькие стежки.

Ниточка не прерывалась, и вышивался непрерывный узор и посредством такой техники на одной линии строился целый сюжет узора. Стежочки получались меленькие и поэтому ее сравнили с мышиной тропой. Так петелька за петелькой и выходили очень красивые узоры. Мастерство в ту пору было очень высокое.

Домотканина

В прошлом наши предки пользовались тем что произрастало в их местности. На Землях  расположенных севернее Москвы выращивали лен. От всходов до превращения в ткань проходило чуть меньше года. Все лето растение росло, осенью его выдергивали с корнем и оставляли в поле. От дождей и ночных туманов лен расслаивался на волокна.

Потом он мялся, перед прядением его вычесывали  несколько раз. Самые грубые волокна  шли на изготовление мешковины, средние на хозяйственные нужды, а из самых тонких и нежных волокон  пряли нити, идущие на изготовление домотканины. Обычно осенью до Покрова садились прясть, а по весне до пахотных работ садились ткать. Если в это время еще лежал снег, то домотканину выкладывали на него.

Под весенним ярким солнышком лен становился белее. Для выращивания хорошего льна нужны земли с умеренным климатом. Наша средняя полоса и северные земли больше всего для этого подходили. А в южных губерниях хорошо росла конопля. Служила она сырьем для получения многих нужных вещей. Все корабельные канаты делались из нее. Конопляная домотканина шла на изготовление одежды. Сейчас мало кто знает, что это экономически очень выгодная культура. На Черноземье растение вырастало до 3 метров. По своим гигиеническим  и лечебным качествам она превосходит лен.

выст

Очень выгодная культура

Ткань из волокон конопли  лучше впитывает влагу, сохраняет теплообмен, обладает бактериологическими свойствами. Это растение красуется на гербе города Епифань Тульской области. По объему возделывания конопли дореволюционная Россия занимала первое место в мире. Наркотический компонент не интересовал наших предков. Пряжа,  в составе которой есть конопля, до сих пор пользуется популярностью у любителей ручного трикотажа. Российские ученые тоже внесли свой вклад в дело по возрождению  и возвращению конопли в нашу жизнь. Ими создано 2 сорта растения не содержащие наркотические составляющие.

Если кому топриходилось держать в руках старинные сарафаны и видно, что в одном сарафане сначала  была начата вышивка, вышито два полотнища по отдельности. Сначала одно потом другое и потом они сшиты. До появления швейных машинок в деревне, которые очень активно стали появляться в 20 веке, весь наш Русский Север, все наши женщины использовали для шитья такие приспособления это  швейки.

Везде это приспособление называли по разному. Например, на Вологодской земле ее называли «Копылочек». Это не хитрое приспособление на самом деле очень упрощает  изготовление того или иного изделия. Садились девушки или женщины на швеичку располагая с удобной стороны(левша или правша). Приколов ткань к швейке, было очень удобно производить ручные работы. Ткань натягивалась и швея шила иголочкой, сшивая изделия или вышивая узоры. Это очень гениальное изобретение и сегодня на ней очень удобно делать ручные швы. Девочек с молодого возраста учились прясть и рано садились за швейку.

Сначала шили одежду для своих кукол, а затем и для себя. А к 16 годам у девушки уже должно быть нашито приданое своими руками. Должно быть приготовлено много рубах, много сарафанов, праздничные простыни должны быть обязательно. Обязательно много полотенец, поясов, которые дарили на свадьбу. Шили ширинки и ее тоже вышивали тамбуром. Кстати ширинка это салфетка или платочек. Салфетку (ширинку) невеста стелила на поднос и подносила на свадебном пиру своим гостям угощение. Ширинкой называли то полотнище, которое стелили молодым под ноги во время свадьбы. Были ширинки вышитые белой бумагой мышиной тропкой на кумаче.

Обрядовые сарафаны

Каргопольские сарафаны, или еще их называют кумачники, совершенно необыкновенны. Многие считают, что это праздничный сарафан, который можно надеть по любому поводу и пойти на праздник или на ярмарку. На самом деле это обрядовые сарафаны. Они состояли из рубахи.

музей

Рубаха была чаще всего с красными рукавами и с красивым вышитым подолом. На эти рубахи одевались кумачники. Они были вышитые разными орнаментами, красивыми  узорами. Обязательно сарафан подпоясывался. Женщины и девушки одевали платочки, тоже желательно красного цвета. На ножки одевали красивые ботиночки, их тогда называли коробочные ботинки, которые покупали на ярмарках, привозили из города.  Одевались все и отправлялись на престольный праздник  Ильин день водить хороводы.

Собирались девушки, женщины и приходили взрослые люди, которые по статусу не могли встать в хоровод и  приходили только посмотреть. Парни тоже стояли в стороне, ждали, когда будут исполнены все хороводы и можно  будет спокойно танцевать. На Ильин день  парни не принимали участие в хороводах. Это были женские обрядовые действия. Раньше Ильина Дня этот костюм надевали в первый день покоса. В первый день покоса было принято выходить на поле в нарядной одежде.

Одежда на все случаи жизни

В Традициях любого народа имелась одежда на все случаи жизни. Каждый наряд соответствовал определенным жизненным событиям. Повседневная одежда была максимально удобна для каждодневного труда. Праздничный наряд одевали по торжественным случаям, по религиозным праздникам, на воскресную службу в храм, на престольный праздник своего села.

Праздничный костюм всегда следил за модой, обрядовые одежды дольше всего сохраняла старинные формы. Проведение обрядов не менялось веками, и вследствие этого  не мог меняться и костюм соответствующий данному событию. Долгочтимыми были обряды связанные с о свадьбами с похоронами, земледельческим календарем.

И всему этому соответствовал свой костюм. Например, сейчас при утрате близкого человека мы поминаем о нем на 9 и 40 дней. А раньше количество поминальных, в некоторых регионах они назывались «попечали», костюмов только  в первый год траура доходило до сорока. И по этим одеждам народ понимал, о ком носят траур в данной семье. Иногда всего на один день в жизни, будь то свадьба крестины или похороны,  одевался обрядный костюм, затем передавался по наследству и сохранялся для потомков.

В Каргополе  в местном музее  очень необыкновенные костюмы, сделанные руками местных мастериц. Особенно поражает своей работой  сарафан вышитый тамбуром. Казалось, что это невозможно повторить. Сделано было очень искусстно, ровненькие стежочки, казалось, что это можно вышивать годами. Потом  выяснилось, что многим нравится вышитые работы  мышиной тропкой.

Русские начала

В свое время был организован учебный центр «Русские начала». Было собрано несколько интересных экземпляров, которые дарили в окрестных деревнях. Постепенно увлеклись этими работами и решили все-таки их повторить. Если когда то кем-то эта красота была сделана, то можно попробовать это повторить. За время работы с 1998 года появилась коллекция работ. Учебный Центр «Русские начала»  в 2008 году за коллекцию, которую назвали в честь престольного праздника Ильин День, получил Гран При на всероссийском конкурсе, который проходит  в Ярославле раз в два года.

Конкурс называется Русский костюм на рубеже эпох. Свою коллекцию центр посвятил  Татьяне Васильевне Черепановой, ее,  к сожалению уже не в живых. Она прожила долгую жизнь. Была удивительным рассказчиком, знала много песен, рассказывала про старую жизнь, дала много ценной информации о каргопольском костюме.

Многие, увидев эту красоту, и загораются желанием повторить для себя эти узоры и многие хотят сшить для себя такие же сарафаны и рубахи. Загораются этой идеей, покупают кумачевую ткань, покупают пяла, просят сделать на заказ специальный тамбурную иглу-крючек. После первого урока уже начинают делать удивительные работы. На самом деле это очень серьезная работа, многие сарафаны делаются по году и больше.

Это конечно очень большая и серьезная работа.

С Уважением Татьяна Неклюдова

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. Так как вышивали Каргопольские мастерицы, наверно никто в Росси не вышивал этим удивительным швом. Тогда очень любили вышивать по кумачу. Эта замечательная ткань и раньше привозилась в нашу страну, но в 19 веке мы научились ее делать сами, и очень активно ее использовали на вышивки. В Русском костюме кумач стал самой популярной тканью, используемой на Каргополье для вышивки. По кумачу вышивали белой бумагой. Бумагой раньше называли хлопчато–бумажную ниточку. Вышивали белой бумагой, шерстью, цветной бумагой. Вышивали по льняному полотну, которое называли «портно».

Оставьте свой комментарий или вопрос

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук